Судан, Судан, Судан, Дон Квесто, Лоренцо, Маурицио, акулы-молоты…
Эти слова преследовали меня почти год, с апреля 2009-го, когда группа 2B3 вернулась с сафари на Don Questo.
«Мы не нанырялись! Требуем продолжения! Даешь двухнедельное сафари на следующий год!» — эти слова я слышала ото всех, кто там побывал, немного удивлялась, и безуспешно пыталась объяснить Анке, как классно было на Мальдивах.
«Да-да, супер, манты, течения» — вежливо соглашалась Анка и тут же начинала рассказывать про Судан…
Что-то с этим самым Суданом было не так. Какие-то все невероятно восторженные, и восторги не утихли со временем. Надо бы поглядеть самой, подумала я летом. Но – кризис, отсутствие времени и денег, какой там Судан, когда даже Египет кажется недостижимым раем. Кризис кризисом, но желание промочить жабры к концу осени стало совсем нестерпимым и заставило меня задать робкий вопрос: «А там еще осталось «немноооожечко варенья?» … то есть места на Дон Квесто?». И вот – ура! я официально в списке, визы уже оформлены, билеты куплены, отступать некуда, и двухнедельное сафари в режиме «телефон не работает, потому что связи все равно нет, компьютер брать бесполезно, и вообще забудь о работе, выкинь из головы проблемы и отдохни наконец» становится реальностью.
Непростая дорога в Судан лежит через Каир, где мы неожиданно оказались гостями на трех (!) свадьбах. Некоторые решились на вылазку в город и к пирамидам, большинство же ограничилось передышкой в отеле и солнечными ваннами у бассейна.
И вот после трех перелетов и почти двух суток в пути мы выходим в Суданскую ночь. Небольшой переезд, погрузка вещей в зодиак, пара минут до судна и мы на месте.
Про сафарийник Don Questo много уже было написано и рассказано, наверное, все уже знают, что это настоящий корабль, а не какая-то там яхта, всех предупреждают, что там спартанские условия, далекие от «5 stars cruise yacht», но я была сильно (и приятно) удивлена – никакие это не спартанские условия! Нормальные, удобные каюты, в них ни капельки не душно (да, кондиционера нет, но есть вентилятор); достаточно душей и туалетов (за 2 недели сафари «очередь» в душ, состоящая из одного человека, мне попалась всего 1 (один!) раз); удобнейший дайв-дек; найтрокс без ограничений; кстати, вода в душе и вода для питья – тоже без ограничений, как и электричество; а уж качество и разнообразие еды выше всяких похвал! И при переходах Don Questo гораздо устойчивее обычных яхт, качка практически не ощущается.
Но все-таки не комфорт телесный важен в Судане, а МОРЕ. Красное море, так хорошо знакомое нам по Египту, в Судане совершенно другое! Живое, нетронутое. Множество мягких кораллов, их так много, что кажется, будто под тобой пушистый ковер. Самые разные, живые, трепещущие, раскрывающиеся, колышущиеся, невероятных цветов и оттенков кораллы. Герои Диснеевских мультиков, амфиприоны (они же клоуны, они же рыбки-Немо) встречаются так часто, что диву даешься. Большие, маленькие и микроскопические. Рыжие и черные. В самых разных по цвету и размерам анемонах. Настороженные и доверчивые. Непуганые. Вообще, рыбки и рыбы в Судане не боятся людей, потому что людей там пока очень мало. А рыбы много И не только рыбы, но и всякой морской живности. Множество самых разных голожаберников, больших и маленьких, пестрых и не очень. Скаты, черепахи, мурены, крылатки, барракуды, тунцы, даже манта почтила нас своим присутствием…
Но в Судан мы ехали не за этим. Точнее, не только за этим. Мы ждали встречи с «молотками». С хаммерхэдами. С молотоголовыми акулами. По научному — Sphyrnidae Gill (желающие могут посмотреть тут, но своими глазами как-то лучше…)
И мы дождались! Маурицио, наш дайв-гид, и вправду имеет какое-то особое чутье, нюх, обладает «тайным знанием» о том, откуда и когда они придут. Молотки встречались практически на каждом сайте, где мы их искали. Они выходили к нам из глубины, иногда один-два, чаще – стаей, кружились вокруг нас, и возникало ощущение, что хочется вечно парить в толще воды в центре невероятной «молотковой» воронки, наслаждаясь зрелищем и восхищаясь их мощью. Но… время неумолимо, и вот опять надо подниматься, но дайв на этом не оканчивается, можно перевести дух и просто насладиться безмятежной красотой рифа.
Кроме традиционных дайвов с акулами, были у нас и погружения на рэки Umbria и Blue Belt (Toyota Wreck), а также на Шааб Руми, где до сих пор сохранились остатки Precontinent’а — станции Жака Ива Кусто, были и ночные дайвы, и просто «релакс», и сноркеллинг с дельфинами, в общем, создавалось впечатление, что море такое теплое, нежное и ласковое…
Но море бывает и строгим. Казалось бы, привычный уже дайв – падаем, отходим от рифа, ищем акул, следим за гидом и компьютером, выходим по команде… И тут МОРЕ показало нам, что мы здесь всего лишь гости. К нужной точке мы подошли, уже находясь на грани окончания бездекомпрессионного времени, да и подошли не совсем к нужной точке (течение…), и вот уже ясно, что акул нет, надо поворачивать и идти к рифу, и тут как дунуло… В лицо и вниз… (То есть выходить надо «в гору и против ветра»). Так что хорошо, что рядом есть бадди, хорошо, что группа уже набралась опыта, хорошо, что всем хватило воздуха, терпения, веры в себя и сил, чтобы выйти, хорошо, что все хорошо. А наверху – тишина и покой, рыбки плещутся, красота…
После этого дайва мы поздравили друг друга с его удачным завершением, выпили за нашу славную команду, и… договорились вернуться в Судан! Рано или поздно, через год или два, но мы снова нырнем в эти воды, и снова нас захлестнет волна восхищения МОРЕМ.
Наталья Киршина