Но какая история о затонувших кораблях может обойтись без своего золотого галеона? Есть на Баренцевом море и такой.
Английский крейсер «Эдинбург» вышел из Мурманска 28 апреля 1942 года. Его официальной задачей была охрана конвоя QP-11. Но груз, который тайно вез корабль, был, пожалуй, ценнее всего конвоя. Это примерно 5,5 тонн золота (465 слитков в 93 деревянных ящиках) и несколько тонн серебра. Большая часть драгметалла предназначалась для оплаты советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза. Меньшая – на золочение контактов навигационного и радиооборудования, производимого союзниками для Красной Армии. Но в ночь на 1 мая, находясь в 187 милях к северу от Мурманска, «Эдинбург» погиб во время боя с немецкими эсминцами и подлодкой U-456.
Золотой крейсер «Эдинбург» во время последнего боя. На снимке видно, что немецкая торпеда оторвала ему корму.
Золотой крейсер «Эдинбург» во время последнего боя. На снимке видно, что немецкая торпеда оторвала ему корму.
Почти 40 лет спустя, в сентябре 1981 года, началась операция по подъему золота «Эдинбурга». Крейсер лежит на глубине 250 метров и достать груз с такой отметки – дело технически очень сложное и дорогостоящее. За работу взялась британская компания «Джессон Марин Рикавериз», а партнерами выступили советский Минфин и английское Министерство торговли. По контракту компания получала 45% от стоимости поднятого золота, остальное делилось между СССР (2/3 золота) и Британией (1/3).
Водолазы работали круглосуточно, практически на ощупь, ни один фонарь не рассеивал темноту артиллерийского погреба, где хранилось золото. Первым драгоценный слиток обнаружил 28-летний Джон Россье. Всего за месяц работы подняли 431 слиток — стоимостью более 40 миллионов фунтов стерлингов. Продолжению работ помешал сезон штормов. Потом возникли и бюрократические неурядицы. Только пять лет спустя операцию возобновили и подняли еще 29 слитков золота. А 5 золотых слитков (это примерно 60 кг) и партия серебра так и остались на дне Баренцева моря. Операция по их поиску и подъему себя не окупит, но… есть люди, которые верят, что золота на самом деле было больше. Ведь адмирал Арсений Головко, командовавший Северным флотом в годы войны, в своих мемуарах писал, что на борт «Эдинбурга» погрузили 10 тонн золота. То есть в два раза больше, чем по официальным документам!