+7 (921) 915 93 77
+7 (952) 201-15-70

Петроглифы Онежского озера – вчера, сегодня, завтра.

00-title

План изложения:

  1. Понятие о наскальном искусстве. Ареалы.
  2. Петроглифы Карелии. Основные данные об Онежских памятниках: количество, качество, ландшафт, древняя природная среда, возраст, творцы и почитатели наскального искусства. Мотивы и сюжеты Онежских наскальных изображений.
  3. История открытия и изучения.
  4. Свежие открытия и исследования.
  5. Проблема сохранения, изучения и использования.

Задолго до появления письменности люди нашли способ отразить и передать свои мысли с помощью изображений на скалах. Их можно найти повсюду в мире — в пещерах, под скальными навесами или под открытым небом. Рисунки наносились на скалу краской (в этом случае их называют писаницы или наскальной живописью), чаще их выбивали с помощью каменного или металлического инструмента (это петроглифы). Петроглиф – с древнегреческого значит резьба на скале (рetra – скала, камень, glyphe – резьба).

Через тысячелетия эти скалы донесли до нас удивительные, своеобразные и во многом загадочные послания людей, имен которых мы не узнаем. Сегодня они известны в 120 странах на всех обитаемых континентах – более 35 миллионов доисторических фигур на 140 тысяч памятников. Открытия продолжаются до сих пор, интерес к ним возрастает год от года.

Немало наскальных рисунков и на территории России: Сибирь, Урал, Алтай, Бурятия, оз. Байкал – повсюду, где есть большие гладкие камни или скалы, омываемые водой, творил древний человек летопись своего бытия, увековечивая в ней свои представления об окружающем мире.

О чем же свидетельствуют нам рисунки на скалах? Это были не простые картинки с натуры, а переработанный сознанием человека реальный мир, связанный с культом, системой верований и обрядов, мироощущением людей в целом. Вне всякого сомнения, эти изображения занимали важное место в жизни древнего человека.

Широко известны в мире петроглифы Карелии, выбитые на слегка наклонных гранитных скалах ряда мысов и островов восточного побережья Онежского озера и в низовьях р. Выг, примерно 6,5 — 7 тысяч лет назад.

Наскальные изображения Карелии были сделаны с помощью точечных ударов по скале каменными инструментами — кварцевыми отбойниками на глубину 1- 3,5 мм. Размер фигур колеблется от 2-3 см до 4 м, но чаще всего 20-25 см.

Не случайным являлся и выбор территории для их создания. При подавляющем господстве ветров западных и юго-западных направлений скалы восточных берегов Онего – наиболее гладкие, отполированные волнами и льдами. По мнению геологов, блестящая красная поверхность нижнего яруса скал образовалась в результате работы льда и последующему действию озерных вод, вызвавших некоторые химические изменения поверхности скалы, т.е. поверхностные слои гранита обогатились окислами железа. Поверхность скал постоянно подвержена выветриванию и шлифованию льдом – особенно в период весеннего ледохода, тем не менее, петроглифы сохранились достаточно хорошо. Петроглифы расположены отдельными группами. Максимальная их протяженность составляет 20 км вдоль побережья, а самый дальний остров с петроглифами Большой Голец находится в 5 км от берега. Высота их от 0 до 2,5 м. над урезом воды. Только несколько групп петроглифов были выбиты при несколько более высоком уровне. Нередко древние художники использовали для своих полотен особенности скального рельефа, трещины, разломы, включения пород другого цвета.

Большое преимущество онежских наскальных комплексов – это сохранившийся почти в том же первозданном виде природный ландшафт. Это безграничное водное пространство с небольшими скалистыми островками, с удивительными закатами и мощными штормами. В районе Бесова Носа можно часто наблюдать на небе летом сразу 2 светила – дневное и ночное. Солнце на северо-западе, а луну на юго-востоке и юге, и это также оставляло глубокий эмоциональный след в душе первобытного человека.

Поражает контраст между неподвижным спокойствием величавых каменных форм первозданной природы и непрестанно волнующейся, вечно живой, и как жизнь, безбрежной поверхностью озера с его постоянно меняющимися, почти неуловимыми световыми оттенками. Два начала слиты в этом впечатлении в их неразрывном единстве противоположностей – движение и покой, жизнь и смерть, становление и бытие. И даже для эмоциональной стороны сознания становится ясным, почему первобытный человек … именно эти скалы избрал местом для художественного воплощения своих представлений о мироздании.

Онежские петроглифы стали известны в науке в 1848 г. благодаря геологу из Санкт-Петербурга Карлу Гревингку. Местные жители показали ему странные выбивки на скалах. Это были фигуры зверей, людей, непонятных знаков. Одна из них — огромное изображение более чем двухметрового существа с квадратной головой, прямоугольным телом и раскинутыми руками и ногами. Крестьяне утверждали, что это изображение беса, хозяина здешних мест. К. Гревингк записал легенду о некогда обитавших на этом берегу Бесе и Бесихе, которые «удостоверили свое пребывание здесь в странных фигурах на скалах, а после прихода живого Христа и истинной веры злые духи хотели уйти, но обрушились вместе с блоком со скалы и утонули». Всего К. Гревингку удалось выявить примерно 80 петроглифов на мысах Бесов Нос и Пери Нос.

В 1935 г. сюда приехала экспедиция из Ленинграда во главе с известным археологом Владиславом Равдоникасом.

В 1970 гг. эти наскальные галереи активно и весьма успешно исследовал карельский археолог Ю.А. Савватеев.

В конце XX века Онежские петроглифы привлекли внимание любителей из Эстонии, которые создали Общество по изучению наскального искусства.

В последние годы находки неизвестных прежде изображений, в том числе новых групп, продолжаются. Работа проводится Институтом языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.

К настоящему времени на Онежском озере выявлено и описано почти 1200 отдельных фигур в 24 группах на участке берега протяженностью около 20 км.. Новые данные чрезвычайно интересны, они позволяют увидеть уникальные образцы древнего искусства во всем их разнообразии, уточнить наши представления о времени их создания, о самих создателях и почитателях каменных галерей.

Онежские петроглифы привлекают внимание не только ученых, но и широкой публики. И это неудивительно, ведь петроглифы Карелии – это своеобразный архив в камне, источник сведений о многих сторонах жизни людей. Не случайно их называют «листами каменной книги», «вечными письменами» или «мастерскими сознания».

Круг сюжетов, запечатленных на скалах Онего, широк и разнообразен: птицы, лесные животные, люди, лодки, знаки. Есть мотивы, больше нигде в Северной Европе не представленные.

Очень необычна «Волшебная мельница» — так назвали первооткрыватели из Эстонии загадочную композицию на Лебедином мысе на Онежском озере. Она показывает, видимо, какое-то ритуальное шествие с участием четырех человек. Они несут сложную конструкцию, соединенную с фигурой лебедя.

Больше всего внимания и жарких споров вызывают довольно многочисленные и странные знаки в форме круга и полумесяца, с которыми соединены прямые, расходящиеся в разные стороны линии, от одной до трех. В некоторых случаях такие линии — «лучи», соединены концами, образуя что-то вроде рукояти. На Онежском озере их насчитывается 179. Чаще всего такие знаки связывают с космическими культами, будто бы распространенными у древнего населения, их называют «солярными» и «лунарными» символами. Встречается также точка зрения о том, что здесь представлен лунный календарь, своего рода эквивалент Стоунхенджа.

Важной задачей сегодня становится как можно более полное и достоверное документирование петроглифов, т. к. от точности копий зависит понимание образа и расшифровка. Исследователи применяют разные способы и приемы воспроизведения петроглифов: фотографирование в солнечную погоду с использованием зеркала, ночная съемка с фонарем, применение черной полиэтиленовой пленки, гипсовые, силиконовые и каучуковые слепки, графитные и микалентные протирки и прочие, схожие типографским методы.

Начиная с 2007 г. к изучению петроглифов Онежского озера подключились специалисты КП «Водская Пятина» из Санкт-Петербурга, они осуществляют поиск и фиксацию изображений оказавшихся по тем или иным причинам под водой. Эти работы осуществляются подводными археологами в рамках научных исследований Института языка, литературы и истории КНЦ РАН. Современные методы поиска, новейшее оборудование и накопленный опыт позволили обнаружить и зафиксировать несколько изображений. Низкие температуры и ограниченная прозрачность воды, в сочетании с типичными проблемами поиска на поверхности, крайне осложняют подводные исследования. Тем ценнее находки, так как только их интеграция в ранее обнаруженные фрагменты групп петроглифов на поверхности, позволит составить законченную композицию, и возможно раскроет новые тайны «каменной летописи».

Президент РФ поддержал предложение придать Карелии статус особой туристско-рекреационной зоны, на международном форуме «Инвестиции в будущее» одобрен мега-проект «Духовное преображение Русского севера».

Мы инициируем создание укрупнённого инвестиционного проекта туристско-рекреационного кластера «Археологический парк «Онежские Петроглифы», который может быть реализован в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли РФ является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20% внутреннего туристического потока. Богатое природное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма.

Проект предполагает создание оптимальной формы включения исторического и культурного наследия восточного берега Онежского озера (в границах Государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Муромский») в научно-образовательную, культурно-просветительскую и туристско-экскурсионную деятельность путём создания «Археологического парка «Онежские Петроглифы».

Проектом предусмотрены охранные зоны:

  1. зоны охраны культурного слоя древних памятников (поселений, сезонных стоянок, могильника, средневекового селища) – предложенные проектом строительные работы и благоустройство территории будут производиться с разрешения государственных органов охраны памятников и при условии тщательных археологических исследований, при максимальном сохранении естественной растительности;
  2. зоны охраны Онежских петроглифов, находящихся на мысах и островах – их использование подчинено цели сохранения и музеефикации петроглифов, направлено на проведение научно-исследовательской работы и на развитие ограниченного специализированного туризма – предполагаются работы по благоустройству территории, по устройству обзорных площадок, устройство дорожек, освещение, установка стендов и витрин, связанных с памятником и не нарушающих природный ландшафт;
  3. зоны охраны ландшафта в районе расположения петроглифов – по индивидуальным согласованным проектам предполагается прокладка туристских троп, строительство ограждений, в специально отведённых местах оборудование зон отдыха и стоянок туристов, другие строительные работы, не искажающие ландшафт;
  4. зоны археологических наблюдений – проектом предусмотрено использование этих зон специалистами, выделены по местонахождению археологических находок, таких, как керамика, каменные изделия и отходы производства последних.

Карельские петроглифы интересны тем, что пробуждают исследовательскую мысль даже у людей, далеких от науки и искусства. Многое говорит об очень развитой духовной культуре создателей Онежских петроглифов. Расположение в самых живописных местах, органическая связь рисунков с водой, с рельефом и цветом скальных поверхностей, ориентация, взаимное расположение, тематика, сюжеты, образы.

Игорь Дранкевич